Сочетаем цвета правильно. Баланс и дисбаланс в восприятии цвета

4

Posted by LA PASSATEMPO /zautok - Фелькер Надежда/ | Posted in цвета нашей жизни | Posted on 01-02-2013

Метки: , , , ,

БАЛАНС ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
(БАЛАНС КОГНИТИВНЫЙ) — англ. equilibrium, consonance/cognitive; нем. Balance kognitive. Восприятие индивидом субъективно важных связей и отношений, как гармонически сочетающихся. Дисбаланс между ними приводит индивида в состояние напряжения, неуравновешенности, вызывает стремление к достижению баланса.
/В Словаре > Социологический словарь/

На подсознательном уровне в нас заложена любовь к правильным, четким и сбалансированным фигурам и формам, мы любим баланс, а дисбаланс, наоборот, пробуждает в человеке отталкивающие чувства. И так, как вы уже поняли, один из залогов успеха хорошего настроения, самочуствия, восприятия нас другими – это баланс. Именно он и есть та «изюминка» которой не хватает большинству людей.
Есть различные критерии , которые влияют на восприятие окружающего нас мира, например – баланс двух элементов цвета в отношении друг-друга. Представление визуальных возможностей и свойств элементов сочетания цветов в жизни – это свойства и типы баланса.
Ассоциации, вызванные цветом. Индивидуальность восприятия цвета. Композиция и цвет. Сочетание цвета в одежде, в дизайне помещения, дизайне дачного участка или мест общественного отдыха и многое другое. … С его помощью можно зрительно уменьшать и укорачивать, удлинять и увеличивать изображение, создавать, как ощущение равновесия, так и дисбаланса..


Для правильного выбора цвета воспользуйтесь цветовым кругом. Он дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Круг, состоящий из шести цветов — стандартный цветовой круг художника. В круге красный напротив зеленого, синий напротив оранжевого, желтый напротив фиолетового. Основными цветами считаются синий, красный и желтый. А находящиеся между ними называются дополнительными: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Чтобы получить пару «основной-дополнительный», берем два противоположных цвета. Обычно в такой паре основного цвета с дополнительным (противолежащим по кругу) более теплый цвет должен определять первый план, а более холодный — второй план. Например, оранжевый на синем смотрится великолепно, а фиолетовый на желтом образует дыру.

небольшой красный островок на большом синем фоне будет восприниматься как удачное сочетание, а если этот островок увеличить, сделать большим, то на том же фоне это будет действовать на наше восприятие раздражающе и полностью подавит синий цвет.

То есть при воздействии цвета на наш глаз надо учитывать не только тон, но и яркость, и соотношение размеров цветовых пятен. Кроме этого, есть несколько правил, следуя которым мы составим гармоничную композицию.

Сочетаем цвета правильно. 30 цветов от белого до чёрного.
1. Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.

2. Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.

3. Серый – базовый цвет, хорошо сочетается с капризными цветами: фуксия, красный, фиолетовый, розовый, синий.

4. Розовый – с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно — голубым.

5. Фуксия (темно – розовый) – с серым, желто-коричневым, зеленым лаймом, зеленой мятой, коричневый.

6. Красный – подходит к желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.

7. Томатно – красный: голубой, зеленая мята, песчаный, сливочно – белый, серый.

8. Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.

9. Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.

10. Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.

11. Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.

12. Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, зеленая мята, пурпурно-розовый, зеленый лайм.

13. Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.

14. Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.

15. Светло – оранжевый: серый, коричневый, оливковый.

16. Темно –оранжевый: бледно – желтый, оливковый, коричневый, вишнёвый.

17. Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.

18. Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.

19. Бледно-желтый: фуксия, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.

20. Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.

21. Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.

22. Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.

23. Салатовый цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.

24. Бирюзовый: фуксия, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.

25. Электрик красив с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.

26. Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.

27. Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.

28. Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.

29. Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, зеленая мята, светло-оранжевый.

30. Черный универсален, элегантен, смотрится во всех очетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ В ДИЗАЙНЕ УЧАСТКА

Первое правило – это закон трехцветия. Строительный дизайнер, модельер-конструктор и флорист, составляющий элитные букеты, обычно стараются его соблюдать. Нам же на наших участках можно использовать красок побольше, особенно в миксбордерах, где порой умещается до 20 разных видов растений. Но все же старайтесь подобрать ассортимент так, чтобы уложиться в минимальный подбор цветов и оттенков. Использование в композиции больше трех-пяти цветов может привести к дисбалансу. Желтый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый и белый… Это явный перебор!
Второе – если вам хочется привлечь внимание к какой-то части вашей композиции, используйте цвет, который будет присутствовать только в этой части вашего цветника.
Третье – смешивайте теплые цвета с теплыми, холодные с холодными, это наверняка поможет избежать ошибок в подборе цветовой гаммы.
Четвертое – если нужно создать цветник «энергичный», яркий, броский, то берите чистые цвета и сильные контрасты. Например, сиреневый, фиолетовый и красный. Если вы решили добиться мягких сочетаний, то выбирайте цвета с небольшой контрастностью. Главное, чтобы они не сильно различались по яркости. Приглушенные цвета и небольшая яркость создадут монотонный, скучный цветник. А если эти же приглушенные цвета будут сочетаться с яркими цветами, то мягкая гармония обеспечена.
Цветовой круг, который включает в себя не 6 цветов (3 основных и 3 дополнительных), а 7 и больше, построен по принципу радуги. Такой круг в составлении цветовой гаммы более удобен. Смело берите три цвета, идущих один за другим, и вы добьетесь гармонии. Но при этом надо сделать так, чтобы один из трех цветов был главным, а два других его дополняли. А если вы возьмете в круге три подряд идущих цвета плюс полярный центральному, то получите не только контраст, но и баланс. Например, светло-зеленый, желтый, оранжево-желтый и полярный желтому синий. Неважно, что здесь нарушен закон трехцветия, так как первые три цвета почти аналогичны. Или возьмите два цвета, расположенных полярно – получим не только сильный контраст, но и стабильность. При таком сочетании надо помнить, что теплый цвет надо разместить на первом плане, а холодный – на втором.

О чем еще надо помнить, составляя цветовую гамму участка, отведенного под цветник?
1. Освещение существенно влияет на восприятие цвета. При ярком солнце теплые тона воспринимаются хуже, чем при пасмурной погоде, так как на солнце глаз различает меньше оттенков. При дневном освещении мы лучше воспринимаем красные тона, в вечернее время — голубые, синие. С наступлением сумерек сначала «теряется» красный цвет, потом «гаснет» желтый, затем зеленый. А синий цвет, наоборот, как бы зажигается, становится ярче.
2. Все цвета можно подразделить на «легкие» и «тяжелые». Если на первом плане вашего цветника размещены растения темных тонов, то возникает ощущение стабильности. А если на первом плане светлые, а дальше темные, то возникает ощущение неустойчивости.
3. Восприятие цвета на светлых и темных фонах. На темном фоне синие цвета как бы удаляются, а на светлом фоне он будет казаться ближе. Цвет на фоне контрастного (см. цветовой круг) воспринимается более насыщенным. Темные тона на темном фоне теряются, светлые на светлом размываются.
4. Желтый и голубой цвета как бы приподнимает поверхность, разливаются по ней, этим они подавляют все цвета, находящиеся рядом и уменьшают их восприятие. А темно-синий и фиолетовый наоборот — они как бы понижают поверхность и опускаются сами.
5. На восприятие цвета влияет также и расстояние с которого мы его видим. На расстоянии 10-50 метров воспринимаются все оттенки. С расстояния свыше 50 метров и до 300 метров хорошо различаются цвета. А дальше 500 метров мы различаем лишь цветовой фон.

Использованная литература и ссылки:
Цветы Mercurial — Цветовой круг
Сочетаем цвета правильно. 30 цветов от белого до черного — дневник, автор …goel
Социологический словарь.
Брокгауз — Энциклопедический словарь.
Эстетика — словарь 1989 под редакцией А.А. Беляева.
Учебное пособие /Гуманитарный издательский центр/ — «Живопись»
«Мягкая пастель» -Москва . АСТ. Астрель — 2006

Comments 4 комментария

. Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

В общем-то да. Оранжевый коварный цвет. Тона — полутона.

Тот, кто отклоняет красный или какой-либо другой основной цвет (синий, зеленый, желтый) как несимпатичный, конечно, испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, которое вызывает этот цвет в его чувствах, например, возбуждение при красном цвете. У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, который угрожает их моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед позывом выражается в отрицании красного цвета. Также и военнопленные, которые годами были вынуждены жить за колючей проволокой в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. (Исследования Х.Пауля, Бонн). Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Так, например, один предприниматель, который ввиду неблагоприятных обстоятельств был вынужден после длительной борьбы изъять из продажи продукт, пользовавшийся спросом, вследствие продолжительных мучительных переживаний стал воспринимать красный цвет как несимпатичный. Вскоре после проигранного дела у него появилась чисто функциональная сердечная недостаточность.

Согласна с вами насчет красного цвета. Хотя это, как утверждают цвет любви и радости, но он очень опасен.