Розовый, а может синий? Влияние цвета на психику человека

10

Автор: LA PASSATEMPO /zautok - Фелькер Надежда/ | Дата публикаци: 22-12-2012
Метки: , , , , , ,

Почему мы выбираем одежду в определенной цветовой гамме? Почему мы чувствуем себя комфортно в оранжевом или только в чёрном?
Предпочтения в одежде, цвете интерьера, который мы выбираем, могут рассказать много интересного и о чертах нашего характера и даже о состоянии здоровья.


Язык цвета универсален, он воспринимается одинаково независимо от национальной принадлежности и культуры. Комфорт или дискомфорт испытываем мы входя в помещение, после пятнадцати минут прибывания в нем, а иногда моментально начинаем ощущать необъяснимую тревогу, притом, как вроде бы и нет причины для беспокойства.
Интересным в психологии цвета можно рассматривать тест Люшера и его интерпретации. Принимать во внимание ощущения Великих или нет дело сугубо личное, так, как ощущения каждого индивидуума индивидуальны. Но, как отражение цветов в жизни влияет на самосознание, так и отражение цвета в творчестве имеет немаловажное значение.

Литература использует слова не по их первичному значению, а через ассоциации, которые им придает сам автор. Всегда надо помнить, что воздействие этих слов на сознание человека более глубокое, чем при использовании их привычного значения. В этом ракурсе литература уже уходит от выражения конкретных явлений и предметов до ощущений и далее простирается на уровень символов. Интерес писателей и поэтов проникает все дальше и сосредотачивается не только на описательной стороне этих феноменов, но и на содержании впечатлений, производимых ими на личность самого автора. Когда творческое развитие смысловых структур не может полностью описать весь космос идей автора, тогда литература обращается к ассоциациям цвета. В синтезе информационных и образно-цветовых смысловых структур рождаются скрытые и явные ассоциации.
У поэта и писателя вместо кисти и красок есть слова, чтобы нарисовать образ окружающего мира, поэтому в поэзии ассоциативность цвета достигает наибольшей образности, выразительности, метафоричности, символичности и многозначности смыслов. В поэтических образах именно цвет и оттенки всего спектра играют роль ассоциаций и становятся объединяющим началом в синтезе смысловых структур. Когда мы читаем или произносим сочетание слов: голубое небо, снежные облака, золотые лучи, то в сознании возникают цветовые ощущения. В понятии цвета заключено не только видение и ощущение самого цвета, но и смысл, в котором таятся безграничные ассоциации: чувства радости или отчаяния, ощущение света или тьмы, ощущение вечности или тленности.
В контексте поэтической формы цвет рисует ассоциативно-смысловую структуру в сознании читателя. Кандинский описал особенности этого воздействия: – Прямое физическое действие цвета забывается, когда от него отвернешься, но если действие цвета проникает глубже, то оно вызывает более глубокие чувства, а не просто физические, поскольку в сознании возникает целая цепь психических переживаний. Это психическое воздействие на человека обнаруживается в том, какую психическую силу оказывают краски, какую душевную вибрацию они вызывают. Так, первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души. Является ли это второе воздействие действительно прямым или же достигается путем ассоциаций, это остается под вопросом. Так как душа связана с телом, то, возможно, что душевное переживание путем ассоциации вызывает другое, ей соответствующее”.
Рассмотрим лишь несколько цветовых направлений: -

Сегодня это будет Синий цвет.


СИНИЙ ЦВЕТ – Синий цвет легко нам всем понятен. Он отражает физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой. Уместно процитировать Гёте, естествоиспытателя и поэта, он выразил сущность синего цвета поэтическим понятием “очаровательное ничто”. Этим он не объясняет, что именно представляет собой синий цвет, а выражает оптическое впечатление словами той же тональности. И действительно, мы смотрим на синие чистое небо и в душе разливается покой, собираем васильки в поле и ощущаем запах Родины.

Кандинский в свое время писал: “Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует “характернее”, проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нём стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к чёрному, он приобретает оттенок нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьёзное, где нет и не может быть конца”. Он толкует синий цвет, как концентрическое движение: “Жёлтый движется из центра и почти приближается к человеку, а синий развивает концентрическое движение (как улитка, вползающая в свой домик) и удаляется от человека. Одновременно он чувствует, что в “синем можно утонуть”.
Гете в своих учениях о цветах говорил о синем цвете: “Насколько охотно мы следуем за удаляющимся предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет. И не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечёт нас за собой”.
Цветовые воздействия играют немаловажную роль в жизни человека: цвет может повлиять на принятие решения, изменить Вашу реакцию или стать её причиной.

Чтобы повысить основное воздействие синего цвета, а именно усилить чувство покоя, в тесте Люшера используется тёмно-синий цвет. Тёмно-синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании тёмно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Наш организм настраивается на успокоение и отдых.
Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях…

Существует и философская сторона при рассмотрении цветовой гаммы.
Например если мы рассматриваем сегодня СИНИЙ ЦВЕТ, то и расскажу о нем.
У всех синих и голубых сюжетов всегда печальный призвук. Все они с философской точки зрения, объединены одним – чувством мистического и тоской по нему. Голубая и синяя темы постоянно появляются у творческих людей, писателей, поэтов, музыкантов и художников. Что же их привлекает в этом цвете?

-Завтра мы непременно узнаем друг друга,- сказал я. – Я буду искать женщину, которая пишет на стенах: «Глаза голубой собаки». Она улыбнулась грустно и положила руки на остывающий колпак лампы: “Ты ничего не помнишь днем”. Ее печальный силуэт уже начал таять в предутреннем свете.
“Ты удивительный человек, – сказала она. – Ты никогда не помнишь своих снов”.
(Маркес. Глаза голубой собаки. 1950 г.)
В большинстве из них скрещиваются несколько мотивов: сон, поиски потерянного, которые никогда не увенчаются успехом, и забвение (невозможность вспомнить).
Фраза-пароль «глаза голубой собаки», на которой построен рассказ Маркеса –бессмысленна (она якобы связана с цветом глаз героини, хотя на самом деле эти глаза пепельные, а не голубые), если бы не ее окрашенность синим и, соответственно, чувством печали.
То, что синим цветом всегда обозначается невозможность поисков, весьма любопытно, хотя это можно объяснить.

Ведь синий – цвет неба, которое всегда отдаляется от нас, сколько бы мы ни шли к нему.
Интереснее то, что часто замечают, будто бы наши сны синего цвета, и это объяснить уже намного сложнее.
И бесконечно интересно и при этом совершенно необъяснимо то, что синий появляется именно в сюжетах, подернутых дымкой меланхолии: странной и легко переходящей в самое бездонное горе.

Что скрыто в синем цвете, какой надлом и хрупкость заставляют нас почувствовать его склонность к внезапным переходам в состояние глубокой мрачности и зловещего отчаянья?

И это действительно так происходило со мной. В юности мне безумно нравился небесно-голубой и музыка в стиле Блюз. Блюзовые мелодии – это было магическим сопровождением тех лет. Только сейчас я задумалась почему такое было. Наверное это было неосознанные поиски своего пути в жизни. Увлечение живописью Пабло Пикассо. В своем “синем периоде” («blue period”), он рисовал исключительно одиноких, глубоко несчастных людей, вероятно где-то подсознательно это перекликалось с поисками и моей души.
На английском языке слово «blue”, то есть, синий или голубой цвет, одновременно – синоним меланхолического настроения. Дюк Эллингтон назвал одно из своих произведений – “Mood indigo” (“indigo” – самый темный оттенок синего), подчеркивая тем самым его глубокую мрачность. Считается, что это слово произведено от выражения “blue devils” (“синие черти”), встречавшегося в английском языке елизаветинской эпохи”
Величайшая загадка синего заключается именно в том, что при всем этом это остается все тот же священный синий, вдохновлявший поэтов и романтиков.

Синий или голубой? Весьма примечательно то, что двойственность заложена уже в самом названии. В большинстве языков словами вроде blue, blau определяются обе разновидности этого цвета.

Если обратится к преданиям и верованиям, то синий цвет так же говорил о многом, но не у всех народностей.
Древние культуры как будто делают вид, что вообще не видят синего и голубого, их языки бедны словами, обозначающими эти цвета. Множество построек и предметов, относящихся к этому периоду, выдержаны именно в сине-голубой гамме.
В средневековом же японском искусстве, словно не замечают этих красок. Небо и вода считаются в нем, как ни странно – белыми.
Синий цвет появился в японском искусстве внезапно в 17 веке (почти одновременно с театром Кабуки), насыщенные синие краски тут же находят себе применение: в театре Кабуки синий – цвет злодеев, призраков и дьяволиц.
Для мусульман это один из священных цветов, но с весьма характерным печальным отзвуком
Существует очень старая легенда о правителе города в Средней Азии, заболевшем тяжелой формой ипохондрии. Он выздоровел лишь после того, как стены его дворца и все предметы, находящиеся в нем, были выкрашены в голубой цвет, после чего весь город, которым владел этот правитель, все дома и улицы были выкрашены в синюю гамму.

Синий (и голубой) – священный цвет и для христиан. По Псевдо-Дионисию, он символизирует непостижимые тайны и вечную божественную истину.

Иоганнес Иттен, основатель школы Bauhaus, выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.
Увлечение Иттена раннехристианской и восточной философией привело его к убеждению, что научно-технический прогресс, ориентирующий человека вовне, необходимо компенсировать развитием внутренних, духовных качеств, гуманитарного мышления.

Эти идеи Иттен успешно реализовал в учебной и воспитательной деятельности, чему в высшей степени способствовало его умение увлекать окружающих, заражать их собственной убежденностью. Вокруг Иттена сложилась большая группа близких ему по духу педагогов и студентов.
Основой курса Иттен считал учение о контрастах и цвете, он давал студентам задания на выявление и визуализацию атрибутивных оппозиций типа большое-малое, непрерывное- прерывистое, динамичное-статичное и так далее, при выполнении которых студент должен был двигаться от „чувственного представления к мыслительной объективации”, а от нее – к формообразующему синтезу.

Его высказывания о Синем цвете гласили: – «Синее … прорастает в темноте и тишине. Синий всегда тенист и в своей величайшей силе склоняется к темному. Это непостижимое ничто и вместе с тем прозрачная атмосфера. В атмосфере синий являет все оттенки от голубизны светлого небесного свода до темной синевы ночного неба. Синий уводит нас в бесконечность духа и веры. Для нас синий – символ веры, а для китайцев он был символом бессмертия.
Если синий затемнен, то он склоняется к выражению суеверия, страха, потерянности и печали, но всегда он остается в области сверхчувственно-духовного, трансцендентного.
… Самоуглубленный характер синего, его спокойное мужество и глубокая вера приводят к тому, что он часто фигурирует в картинах».

Среди ассоциаций, которые вызывает у человека синий цвет, чаще всего встречается небо. Другие наиболее часто встречающиеся ассоциации на слово синий: море, прохлада, лёд.
Эти данные подтверждают результаты ассоциативного эксперимента, проведенного ученицей К.Г.Юнга Вереной Каст в 1980 г. На синий цвет у испытуемых возникали такие ассоциации, как небо – 23%, зеленый (соседний цвет) – 18%, вода – 10%, красный (полярный цвет) – 10%, море, природа, новые земли, глаза, бархатное платье, глубокий, холодный, светлая радость, дух, алкоголь.


Синий как цвет неба и моря символизирует безграничные дали и бесконечные глубины. В переносном значении синий цвет часто используется в таких распространенных выражениях повседневной речи, как “синий (голубой) цветок” и “синий туман” (символ романтики, сказочного, чудесного), “голубые дали” (импульс тяги к дальним странствиям, например, выражение “уехать в голубую даль”), “синий дурман”, “синий нос” пьяницы (состояние, в котором изменяются пространство и время, в котором собственные силы переоцениваются, а реальность недооценивается).
Если сделать выводы, то получается, что синий цвет способствует размышлениям, успокаивает и снижает давление. Голубой цвет настраивает на меланхолию. В экспериментах ученика В.Вундта Ф.Стефанеску-Гоанга испытуемые так характеризовали воздействие синего цвета: он тянет, манит к себе, несет в себе что-то таинственное. Наиболее часто синий цвет вызывает следующие психические воздействия: он создает тоскливое, меланхолическое настроение, вызывает спокойные чувства и грезы. Очень темный индиго-синий цвет вызывает угнетающе действующее беспокойство, серьезность, грусть и печаль.
Восприятие синего цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной, с мыслью, с верностью, с божественной мудростью. Синий традиционно считается женским цветом. Так, в канонах христианства, синий – цвет Царицы небесной Девы Марии.
Синий цвет может оказывать тормозящее действие на человека или порождает своеобразное беспокойство и даже печальное настроение, усталость или слабую угнетенность. Он выражает стремление к покою, безопасности или забвению, к гармонии или пассивной чувствительности.

Из основного значения синего цвета развивается бесконечное множество особых значений и возможностей, из которых здесь я упоминала лишь некоторые. Синий цвет как повышенная восприимчивость является предпосылкой способности проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.
На всем протяжении существования человечества люди ощущали и ощущают себя и свой мир под синим сводом неба. Синий цвет неба – это впечатляющее воздействие земной атмосферы на наш глаз, преломляющей и осветляющей черноту космоса и отражающей в то же время солнечное излучение, спасая нас от разрушающего действия ультрафиолета. Куда бы мы ни посмотрели, мы видим голубую даль неба. Синий и голубой цвет дает нам ощущение бесконечной прозрачности и, в то же время, защищенности.
Переживанию синего цвета неба противостоит переживание синего цвета воды, в которой, в свою очередь, отражается небо.

/Использованная литература:
1. Кудрявцева, М.: Цвет непристойности, “Московский комсомолец”, 25 июля 1996 г., с. 3
2. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991
3. Немецкая поэзия XIX века: Сборник. – Сост. А.С.Дмитриев. – М.: Радуга, 1984
4. Николаев, С.М.: Камни – мифы, легенды, суеверия…, Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30
5. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47
6.В. Конен. Рождение джаза.
7. Страницы ashtray.ru.
8. Информационный проект о здоровом образе жизни.
9.Библиотека Гумер – Психология – Обухов Я.Л. Символика цвета.
10.Психология цвета. Тест Люшера и его интерпретация.

11.Е. Синицын, О.Синицына. Тайна творчества гениев (фрагменты из книги). Синтез смысловых структур в поэзии

Комментарии (10)

Синяя одежда Синий цвет всегда был признан в среде деловых людей. И по сегодняшний день костюм, выдержанный в этом цвете, считается признаком хорошего тона. Светлые оттенки синего цвета могут значительно усилить ясность ваших мыслей и способность к коммуникабельности. Кроме того, синий цвет в бизнесе ассоциируется с истинной преданностью делу и настоящим профессионализмом. Одежда, выдержанная в такой гамме, оптимально подходит уравновешенным натурам. Глубокий синий цвет считается королевским. Синий также считается цветом власти и авторитета. Несмотря на то, что все оттенки этого цвета способны расслаблять, одновременно с этим они позволяют и трезво оценить сложившуюся ситуацию. Синий цвет подходит всем, освежая и придавая завершенность выбранному образу.

Это цвет неба. Вообще люблю оттенки синего. Спасибо Kristy Lara за такой интересный пост. Есть оттенки которые мне очень нравятся, но есть и мрачноватые. Конечно гамма синего столь разнообразна, и по разному влияет на настроение. В любом случае это один из основных цветов нашей жизни.
С уважением, Надежда.

Синий внушает лояльность. Поэтому синий идеально подходит для выражения откровенности и расположения. В связи с этим, одежда синего цвета и его тонов и оттенков вызывает доверие собеседника.

Спасибо Филипп. Возможно поэтому форменная одежда в основном синих оттенков, хотя в последнее время приоритет есть других цветов. Стиль и мода.

Синий внушает лояльность. Поэтому синий идеально подходит для выражения откровенности и расположения. В связи с этим, одежда синего цвета и его тонов и оттенков вызывает доверие собеседника.

Спасибо Юлиан за пост. Возможно синий цвет превалирует в форменной одежде, но сейчас акценты смещаются в сторону и других цветовых гамм. Все же чистый синий иногда навевает меланхолию. Наверное так хочется любоваться небом, когда по нему плывут антикулярные облачка.

Синий цвет – потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье, люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук – скоробей синего цвета. Будда и Кришна – синего цвета. Синий цвет во флагах – свобода, объединение, принадлежность к большому целому.

Синяя палитра цветов – это палитра неба. Согласна с вами. Это мечты порой о несбыточном, но все мы склонны мечтать и желаем быь свободными от условностей нашего мира окружающего нас.

Отрицательные значения синего цвета: некоторые считают, что синий может символизировать тревожность. Синий несёт в себе тоскливое настроение, холод и тишину. Он может быть также связан с чувством вины.

Согласна с вами. Но синяя гамма столь велика, что всегда можно подобрать и теплый тон, исключив направленность к холоду и тревоге. Все зависит еще и от длительности созерцания в окружении одной цветовой гаммы. Монотонность утомляет.