Певец красоты белокурой славянки

0

Posted by LA PASSATEMPO /zautok - Фелькер Надежда/ | Posted in ИСКУССТВО | Posted on 27-02-2012

Метки: , , , , , , , , , , ,

Альфонс Муха

Образ его постоянной героини – очаровательной златокудрой славянки – стал узнаваем всегда и всеми. Даже в домах бедняков, на этикетках чая и дешевых конфет. Но сам Муха не ценил, не принимал этого всерьез. Считал лишь подступом к главной своей мечте – служить родине и славянам вообще. «В то время, когда у меня стол ломится от еды, – с горечью писал он отцу, – мой народ голодает, страдает…» И позже опять в письме к отцу: «…я не декоративный художник… На прилагаемом листке Вы видите, каковы мои будущие темы. Можно назвать это поэтизацией истории (как Вам угодно), но это не декоративная живопись. Хотя бедные тоже имеют право на красоту…»

ВЕСНА

ЛЕТО

ОСЕНЬ

ЗИМА

Страницы жизни и галерея

Этим художником по праву гордится чешский народ, хотя большую часть жизни он прожил в Париже, а в искусстве был убежденным последователем направления, которое именуется югендштиль. В России этот стиль получил название модерн, а во Франции — ар нуво («новое искусство»). Художники данного направления сыграли колоссальную роль в истории западноевропейского изобразительного искусства начала ХХ века, — не меньшую, чем члены объединения «Мир искусства» в развитии русского.

ЦИКЛ -ЦВЕТЫ




Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Предки его занимались выращиванием винограда. Семья была большая. Отец будущего художника, Анджей Муха, был дважды женат и в каждом браке имел по три ребенка. Альфонс был первым сыном во втором браке. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Мальчик с детства хорошо рисовал. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна д’Арк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878).

Учился Альфонс в Мюнхене и Вене. Тогда же он увлекся декоративно­прикладным искусством. Освоил технику литографии, которая впоследствии стала едва ли не главным его пристрастием. Среди первых его работ в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы».

Осенью 1887 года Альфонс Муха перебрался в Париж и вскоре поступил в художественную академию Ж.Лоренса, где затем и преподавал.

В Париже Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами, начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом, а его живопись переводили на язык ксилографии. Первый его опыт в этой области — рисунок для обложки журнала «Маленькая французская иллюстрация» («Petit Francais illustre»). Он сотрудничал в журнале «Народная жизнь» («La Vie populaire»), в воскресных изданиях газет «Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»). Посылал рисунки и на родину, где они публиковались в журнале «Золотая Прага» («Zlata Praha»).
Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье.

Первый большой успех пришел к Альфонсу Мухе в 1894 году, когда он сделал рекламный плакат для великой актрисы Сары Бернар (Sarah Bernhardt, 1844—1923). Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда ­нибудь делали что ­либо подобное?» «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».

В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Актриса выступала с пышной прической, украшенной орхидеями, в богато орнаментированном платье с расшитыми золотом рукавами, с пальмовой ветвью в правой руке. Попасть за кулисы сразу не удалось, поскольку туда разрешали входить только во фраке и цилиндре, которых у Мухи не было и которые пришлось срочно раздобывать. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Муха появился часа через два и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката. Бруноф впоследствии купил это кафе, и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью.

К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. На плакате во весь рост была изображена актриса. Рисунок плоский, без выявляющей объем штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Большими длинными листами (2266×795 мм) были заклеены все стены и заборы Парижа.
Плакат Саре Бернар понравился, и она стала постоянной заказчицей Альфонса Мухи. В 1897–1903 годах художник делал плакаты чуть ли не к каждой постановке, в которой она играла. Например, для «Лоренцаччо» Алфреда де Мюссе (Alfred de Musset, 1810—1857) и для «Самаритянки» известного французского драматурга Эдмона Ростана (Edmond Rostand, 1868—1918). Сегодня все эти плакаты — предмет вожделения богатых коллекционеров. На аукционах за них платят миллионы.


Иллюстрация для титульного листа книги «Ильзе, принцесса Трипольская». Париж, 1897 г.


Иллюстрация для титульного листа книги «Ильзе, принцесса Трипольская». Париж, 1897 г.

Сотрудничество с Бернар сделало Альфонса Муху признанным и популярным мастером прикладной графики. Он создавал плакаты, декоративные панно, календари, этикетки, рисовал эскизы для упаковок шоколада и сигарет. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном, и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет. Бумага эта почему­то была названа именем библейского праведника Иова.

В 1898–1899 годах Альфонс Муха работал над обложками, фронтисписами и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» — изображения женских фигур, иногда обнаженных, а также изящных дамских головок. Альфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Оставив борт пришвартовавшегося в Нью­Йорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года, до июня 1909­го. Имя Мухи в США было хорошо известно: нью­йоркские издатели наперебой предлагали ему заказы, порой весьма выгодные. Богатые люди, в которых здесь недостатка не было, просили художника взяться за декорирование их домов. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Почти 15 лет жизни Альфонс Муха посвятил грандиозному замыслу — циклу картин «Славянский эпос». Художник решил запечатлеть на полотне наиболее значимые события общеславянской истории. Картины были громадные — 6Ч8 м. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла. Художник побывал в Санкт­Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице­Сергиева лавра.

Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью и сразу начал сотрудничать с новой властью — сделал эскизы денежных знаков и почтовых марок для Чехословакии. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин серии «Славянский эпос». Затем картины повезли в Америку, и туда же отправилась вся семья Мухи — на этот раз они пробыли в США два года.

В сентябре 1928 года художник передал картины серии «Славянский эпос» в собственность городу Праге. Место для них нашли не сразу. Сначала их выставили в новом Дворце промышленности, а потом отправили в город Брно. Ныне картины находятся в городе Моравский Крумлов.

Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты, и картины из цикла «Славянский эпос».




15 марта 1939 года фашистские войска оккупировали Чехословакию; начались аресты и гонения на интеллигенцию. Был арестован и Альфонс Муха, но больного старика все же вскоре отпустили домой. Тем не менее силы его были подорваны, и 14 июля 1939 года он умер. Марушка, которая была на 22 года моложе мужа, пережила его на двадцать лет и скончалась 14 марта 1959 года

Comments are closed.